Белорусский художник Матей Чирич: оставить след на земле…

Top-bit


Матей Чириич

Помните некогда популярную песню «Миллион алых роз» про бедного художника? Совершенно точно установлено, что прототипом героя стихотворения Андрея Вознесенского был грузинский художник Нико Пиросмани. Сейчас его картины стоят миллионы, но при жизни художник этого не узнал. Судьба Пиросмани по сути трагична: родился в бедной семье, ребенком осиротел, рано начал работать, самостоятельно учился живописи, за свои картины получал гроши, пристрастился к вину, стал бездомным художником, умер в одиночестве в столице…

Именно эта история сразу вспомнилась, когда члены Объединения белорусских художников Балтии «Маю гонар» и Латвийского общества белорусской культуры «Свитанак» решили поставить памятник на могиле латвийского художника белорусского происхождения Матея Чирича (1936 — 2003), объявив сбор пожертвований. Слишком много параллелей в судьбах двух названых художников, кажется, они даже внешне схожи.

Матей Григорьевич Чирич родился в 1936 году в д.Глиница Гомельской области (Беларусь). В 5 лет остался сиротой – мать умерла, отец погиб на войне. Воспитывался в детском доме, из которого был направлен осваивать рабочее ремесло в техническое училище в Ригу. Трудился токарем на электрозаводе. Но тяга к учебе и прекрасному двигала молодого человека вперед к искусству. Он учился в вечерней школе и на вечерних курсах по рисованию в Латвийской академии художеств. Много лет посещал народную студию живописи при Доме культуры профсоюзов, которой руководили известные латышские художники.

Картины М.Чирича неоднократно экспонировались на выставках в Риге, Москве и других городах. А его первый персональный вернисаж состоялся в 1978 году в Риге. Человек с гражданской позицией, он активно встретил перемены. Участвовал в баррикадах за независимую Латвию, в создании объединения художников-белорусов Балтии «Маю гонар», в работе общества «Сьвітанак», был делегатом Первого съезда белорусов мира в Минске. И много писал в жанрах пейзажа и натюрморта. Его работы узнаваемы, очень светлые, позитивные. Картины М.Чирича находятся во многих частных коллекциях в Латвии и за рубежом. Художники вспоминают, как он любил эпатировать публику, например, явиться на открытие выставки в смокинге из секонд-хэнда и в разных башмаках, выкрасив один в желтый цвет. 

Если местонахождение могилы Пиросмани в Тбилиси неизвестно, то могила Чирича в Риге находится на Яунциемском кладбище. Правда, мало не хватило, чтобы захоронение не исчезло с лица земли… Руководитель объединения «Маю гонар», член Союзов художников Латвии и Беларуси, кавалер Ордена Трех Звезд Вячеслав Телеш вместе с коллегами отыскали могилу художника М.Чирича, закрепили документально, установили деревянный крест и начали сбор средств для памятника.

На призыв рижан откликнулись члены Даугавпилсского белорусского общества «Уздым», писатель из Беларуси Михась Козловский. А потом про благотворительную акцию белорусов узнал Василий Лукащук, предприниматель из Даугавпилса, отставной офицер-моряк, руководитель общественной организации украинского казачества Латвии. «Я верующий человек. Не делю людей по национальности. Помогаю искренне восстанавливать исторические захоронения, сохранять память о достойных людях, их след на этой земле не должен исчезнуть. Пообещал белорусскому обществу «Уздым», что помогу – сделал, слово офицера», — выразил свою жизненную позицию В.Лукащук.

Сотрудники его фирмы бесплатно изготовили памятник с надгробьем. По эскизу В.Телеша на гранитной плите выгравированы крест Евфросинии Полоцкой и лаконичная надпись на белорусском языке:
“Мастак
Мацей Чырыч
10.05.1936 – 04.01.2003
Ад беларусаў Латвіі”.

Из Даугавпилса на грузовой машине памятник перевезли в Ригу, где и установили как раз к Троице, 26 мая 2018 года.
Пока мастер обустраивал могилу, художники, друзья Матея, показывали даугавпилчанам фотоснимки Матея Чирича, репродукции его картин, читали автобиографию, которую он написал с удивительным чувством юмора.

«Наверное, это самое важное дело, которое мы выполнили за много лет. Не песни, танцы, а память о хорошем человеке и талантливом художнике, которая теперь останется навек», — после минуты молчания тихо заметила директор Рижской белорусской основной школы Анна Иване.

И теперь будет на земле место М.Чирича, куда смогут прийти его друзья, родственники, поклонники творчества.

«Прожил художник один. Много он бед перенес. Но в его жизни была целая площадь из роз», — завершает поэт свое стихотворение про художника Пиросмани. А в жизни художника Матея Чирича было много других цветов, которые он любил рисовать, и коллеги к его памятнику принесли белорусский букет – полевых ромашек и васильков.
  

Жанна Романовская

Leave a Reply