Пикет, пост, автобусы в Ригу: резекненцы встали на защиту арестованного священника Зейли

Top-bit

Foto: DELFI

С молитвами, постом, подписями и плакатами «Отдайте нам декана!» прихожане Резекненской римско-католической церкви Богоматери Скорби готовы вступиться за священника этой общины Павелса Зейлю, который решением суда заключен под стражу по подозрению в торговле людьми и сексуальном использовании человека с нарушениями в умственном развитии. Приход собирает подписи и настаивает на невиновности Зейли, призывая отменить меру пресечения в виде ареста.

Как все началось

Последний раз Зейлю в церкви Богоматери Скорби видели в прошлую среду. «Днем он не вышел, даже на кухню не пришел обедать», — вспоминает прихожанка Антонина. Примерно в половину шестого Зейля позвонил викарию общины Дайнису Кашсу, чтобы тот пришел провести вместо него мессу.

«Планировалось, что декан вечером сам ее проведет. Зейля лишь сказал мне, что ему нужно ехать в Ригу, и что через два дня он вернется. Два дня прошло, и никаких вестей — человек пропал, мобильный телефон выключен. Я сидел как на иголках», — рассказал Delfi Кашс.
Почти через неделю, в следующий вторник, ему начали звонить члены прихода, которые прочли статью на Delfi: «Там половина про преступников, половина про мариан. Шокирующая статья. То, что там написано… В это невозможно поверить, если знаешь декана больше, чем пять минут».

В статье упоминалось, что по подозрению в торговле людьми и сексуальном насилии Госполиция задержала троих лиц — священника и еще двоих. Зейлю и еще одного мужчину поместили под арест, а третьего — нет.

Прихожане спешат защитить пастора

Четверг, 6 сентября, восемь часов утра. Подходит к концу утренняя месса в центре Резекне, в церкви Богоматери Скорби, рядом с которой расположена «Латгальская Мара», или, как он называется официально, памятник «Едины для Латвии». Мессу посетило десять с лишним человек. По окончании часть из них отправляется к задним рядам, где на распечатанных листах подписываются за то, чтобы «истинные виновники в этом уголовном процессе были бы установлены и получили заслуженное наказание».

Царит волнение

Арест Зейли больно ударил по приходу, и об этом свидетельствуют вопросы встревоженных членов общины. На них старался ответить Кашс, а затем с народом возле церкви встретился и представитель Конгрегации мариан, руководитель Вилянского монастыря Св. Альберта Ринальд Станкевичс.

Он обсудил дальнейшие действия — говорил о необходимости дописать обращение, так как предыдущая версия была «блеклой», и о том, что следует провести акцию в Резекне — пикет; скорее всего, возле «Латгальской Мары». Также есть идея отправиться на автобусах в Ригу, собрав тех, кто согласен протестовать возле места, где заточен Зейля. Также обсуждается идея о сборе пожертвований в поддержку пастора, чтобы заплатить залог, если его можно будет внести. Впоследствии, когда Зейлю освободят, деньги вернут. «Что нам терять. Церковь потеряна, монастырь потерян, честь человеческая отнята. И у вас, и у нас», — сказал собравшимся Станкевич.

Кинжал в сердце католичества

Члены общины Зейли арест своего пастора сравнивают с кинжалом в сердце католической веры — некоторые утверждают, что дело против Зейли сфабриковано, и что это как-то связано с грядущими выборами в Сейм. Правда, как именно, никто прокомментировать не может. Также чрезвычайный случай связывают и с предстоящим в сентябре визитом папы римского Франциска в Латвию.

«Да это все глупости, и точка. Тех, кто его посадил в тюрьму, самих нужно засадить за решетку», «Это нападение на церковь, это нападение на священника, это нападение на веру, и нечего обсуждать», — заявили порталу Delfi прихожанки церкви. В вину Зейли они не верят. «У вас такая тенденция — все раздувать. Это вообще неслыханно, чтобы что-то такое про церковь сказать!», — критикуют они.

«Я могу сказать лишь хорошее, он сочувствующий человек. У кого огорчение, беда, кому совет нужен — все идут к нему, он помогает. Даже материально помогает, даже свои одежды — рубашку свою — отдает. Он в Резекне живет уже 36 лет, мы его знаем лучше, чем самих себя. Он ни в чем не виноват. Это злые люди, злые духи виноваты, которые хотят разрушить католическую веру», — рассказала Delfi прихожанка Антонина. Она готова бороться за свою правду и за установление истинных виновников — «даже до Европы». «Церковь для нас — больше, чем дом, церковь для нас — самая большая часть жизни», — говорит она.

Педагог и хоровой дирижер Эрик Чударс, который явился в церковь после мессы, чтобы подписаться под обращением к высшим чинам Латвии, указал, что в результате опубликования имени и фамилии проповедника «он уже получил приговор».

«Я не верю никому. Он крестил всех моих детей, меня с женой венчал», — пояснил Чударс. Он также отметил преклонный возраст священника — почти 73 года. Чударс не верит, что столь пожилого человека можно обвинить в преступлениях сексуального характера.
Некоторые члены прихода вообще сомневаются, можно ли верить показаниям фигурирующего в этом уголовном процессе потерпевшего, если у него имеются нарушения в умственном развитии.

Викарий Кашс, который знаком с Зейлей уже 30 лет, также указывает на хорошую репутацию священника, на которой до этого не лежало никакой тени подозрений. «У меня всегда был самый положительный опыт. Жизнь в церкви не такая, что видишь другого человека на расстоянии или раз в месяц, а каждый день. Трижды в день у нас общий прием пищи, общее планирование трудов. Лишь ночью не встречаемся, каждый спит в своей комнате. Моментально ведь можно было бы что-то заметить, почувствовать. Это ведь как семья, живущая в одной квартире. Я бы определенно заметил, если бы что-то было не так», — говорит Кашс. Он также отмечает, что Зейля в основном был или дома, или в церкви. «Ну, или к врачу, или в церковь — больше он никуда и не ездил».

Известен и влиятелен в Резекне

Проповедника Зейлю резекненцы знают очень хорошо и считают влиятельным человеком. В 2005 году он получил звание почетного горожанина. Как рассказала работница городской библиотеки Мария Спроге, она не считает себя активной верующей, но достаточно знакома с Зейлей, а ее дети присутствовали на различных церемониях в церкви, в том числе младший — женился. «Никогда, ни на миг не было подозрений, что может что-то такое произойти», — говорит Спроге.

Многие опрошенные порталом Delfi резекненцы также признали, что задержание и арест Зейли стали огромной неожиданностью, в которую практически невозможно поверить. Так как на протяжении многих лет Зейля был для них авторитетом, первой реакцией на шокирующие новости было «искать какие-то заговоры, но я очень хотела бы, чтобы проповедники посмотрели на ситуацию в целом и жестко осудили бы такие деяния», — рассказала Delfi жительница города.

Еще одна горожанка, не пожелавшая назвать своего имени, добавила, что, по ее мнению, «в Латгалии иное отношение к церкви, нежели в остальной Латвии, намного больший пиетет, и в целом критиковать церковь не принято».

Leave a Reply