Забытые имена: Валентина Козловская — поэтесса кривичской Атлантиды

Top-bit

24 марта 2017 года в Даугавпилсском Центре белорусской культуры прошел литературный вечер, посвященный 110-летию со дня рождения белорусской писательницы, поэтессы, фольклористки Валентины Козловской и приуроченный к Международному дню театра. Зрители открыли для себя новое имя — в белорусской литературе межвоенной Латвии, и увидели премьеру спектакля «У калядны вечар» в постановке театральной студии «Паўлінка». На следующий день, 25 марта, Латвия вспоминала жертв репрессий, среди которых оказалась и русская Валентина Козловская, которая на латвийской земле стала белорусской писательницей, а вечный покой нашла в белорусской земле как латвийская шпионка… Предположительно, она покоится в урочище Куропаты под Минском, где 25 марта прошел большой субботник, в котором участвовал министр культуры Беларуси Борис Светлов, чтобы на месте массовых расстрелов жертв политических репрессий был создан мемориал памяти и скорби.

Кто такая Валентина Козловская? На этот вопрос вряд ли ответит большинство белорусов, поскольку имя талантливой писательницы и поэтессы В.Козловской, писавшей на белоруссом языке в 1920-е годы в Латвии, было известно лишь узкому кругу краеведов, а читательская аудитория открыла ее для себя лишь недавно. В 2016 году в Минске вышла в свет книга «Пятро Сакол. Валянціна Казлоўская. Выбраныя творы», составителями которой являются писатель Михась Козловский и поэт Сергей Понизник, много лет несущие миссию возвращения имен незаслуженно забытых белорусских литераторов.

В том же 2016 году писатель Михась Козловский по приглашению Центра белорусской культуры гостил в Даугавпилсе, где прошел его творческий вечер. Так в библиотеке ЦБК появилась раритетная книга с дарственной надписью издателя. Вторую книгу М.Козловский передал Лудзенкому музею. Тираж книги «Пятро Сакол. Валянціна Казлоўская. Выбраныя творы» — всего 99 экземпляров, два из которых находятся в Латвии: в Даугавпилсе и Лудзе – городах, с которыми неразрывно связана судьба Валентины Козловской. Ее биографию по крупицам собирали сын Марк и внук Станислав, а также составители книги.
Жизнь Валентины Герасимовны Козловской была трагически талантливой и короткой – вспыхнула, озарила литературный небосвод и в 30 лет ушла в небытие…

Семья Козловских: отец Герасим Иванович, мама Юлия Станиславовна, дочери Мария (1900 года рождения) и Валентина (1907 г.р.), жила в начале 20-го века в Риге. Перед Первой мировой войной семья перебралась в Санкт-Петербург. Отец работал на Балтийской судоверфи. Козловские снимали пятикомнатную квартиру на Офицерской улице (ныне Декабристов), нанимали прислугу. В 1917 году Мария окончила женскую гимназию. Когда началась Гражданская война и в Петрограде стало голодно и опасно, отец отправил семью в Латвию к родне. У сестры Юлии Станиславовны на самой границе с Беларусью был свой хутор, там они и обосновались. Скоро пропала без вести сестра матери, между Герасимом Ивановичем и его семьей пролегли фронты, потом государственные границы и больше друг друга они не увидели. От таких потрясений мать тяжело заболела и слегла, главой семьи стала Мария, которая работала учительницей.

Валентина училась в русской школе в Лудзе, которую затем преобразовали в белорусскую гимназию, чего добивался директор Константин Езавитов. Этот человек сыграл огромную роль в жизни и судьбе В.Козловской. В гимназии Валентина увлеклась белорусской культурой, включилась в национальное движение, собирала фольклор, начала писать стихи и прозу на белорусском языке. Как позднее горько вспоминала ее сестра Мария, «и там моя Валя стала белоруской».

Когда Лудзенскую гимназию закрыли, Валентина Козловская перешла в Даугавпилсскую государственную белорусскую гимназию, которую закончила через год в 1926 году. Это был удивительный гимназистский выпуск: В.Козловская, Петр Миронович, Янка Долгий, Евгений Бартуль, Михаил Калинин.

Стихи гимназистки В.Козловской публиковались в сборнике «Першы крок», в журналах «Ластаўка», «Школьная праца» и «Беларуская школа ў Латвіі», в газете «Голас беларуса». Пробовала себя Валентина Козловская и как переводчик. До наших дней дошло стихотворение Райниса, переведенное ею на белорусский язык – «Дзецям цемры». Иногда свои произведения она подписывала загадочным псевдонимом “Лясная Кветка”.

В 1927 году В.Козловская закончила учительские курсы в Риге и решила продолжить обучение в Рижском университете. По словам сестры Марии, Валентина на «отлично» сдала на латышском языке все вступительные экзамены в вуз. Однако в это время в Риге находился народный поэт Беларуси Янка Купала, который посоветовал В.Козловской ехать учиться в Минск и пообещал помочь с разрешением на въезд в СССР. К слову, ранее Валентина Козловская посвятила Песняру (Я.Купале) юбилейное приветствие в стихах.
В Латвии в заявление на выезд она указала, что едет на один месяц. Валентина Козловская приехала в Минск в октябре 1927 года. Поступила в Минский медицинский институт, который закончила в 1931 году с дипломом врача. В институте Валентина встретила свою любовь – Моисея Шапиро. В семье врачей родились сыновья Тёма и Марк. Моисей служил военным врачом — в Минске, Турове, Уречье (под Слуцком), врачом работала и Валентина.

Гражданство СССР В.Козловская приняла через полгода по приезду в Минск, таким образом снова став эмигранткой. Ее вторая эмиграция закончилась расстрелом… За В.Козловской пришли ночью 17 декабря 1937 года и увели насегда. Дома с мужем остались сыновья 6-ти и 4-х лет. Она подписала все обвинения. Сын считает, что таким образом мать спасала свою семью. Валентина Козловская была расстреляна 31 марта 1938 года. В документах следствия она значилась под именем “Лясная Кветка”. Но обо всем этом семья узнала через много лет, когда началась реабилитация жертв политических репрессий. Младшему сыну по запросу предоставили материалы дела матери. Как пишет Марк Шапиро, из документов очевидно, что К.Езавитов не являлся резидентом латвийской разведки, а В.Козловская шпионкой. В 1960 году Валентина Козловская-Шапиро за отсутствием состава преступления была реабилитирована, посмертно…

Марк Шапиро спустя годы разыскал в Латвии тетушку Марию и узнал от нее много интересного о своей матери как литераторе, что стало для него полным откровением. Сын и внук В.Козловской помогли издателям книги ее произведений. В сборнике опубликованы стихи, которые в ЦБК читали Мария Пометько, Тереса Павлова и Инна Валюшко. Писатель М.Козловский называет стихи В.Козловской поэзией наступления, боевого духа, решительных действий, поэзией “белоруса новых дней” и относит ее к таантливым авторам “теперь уже исчезнувшей кривичской Атлантиды, что размещалась когда-то на территории современного латвийского государства”. И плачущая мелодия скрипки на вечере подчеркивала трагичность истории. В книгу вошли также рассказы “Апавяданне старога дуба”, “У калядны вечар”, “Падкурыла”, “Легенда аб Люцынскім замку”. Самый веселый из них – про любимый беларусами праздник Каляды.

Спектакль по рассказу “У калядны вечар” на вечере представила театральная студия «Паўлінка». Атмосферу праздника помог прочувствовать ансамбль «Пралески». На 15 минут зрители оказались в белорусской деревне, где девушки мечтали о замужестве и гадали на счастье. Роли исполняли: Михась – Евгений Васюкевич, Гэлька – Инесса Козловская, Кася – Арина Сунопля, Марыся – Анна Семенова.

Наградой самодеятельным артистам стали щедрые аплодисменты зрителей. Что примечательно, руководитель театральной студии Инесса Козловская имеет отношение к семье другого деятеля белорусского просвещения межвоенной Латвии, тоже Козловского.
Поэт, член Союза писателей Беларуси Станислав Володько посвятил В.Козловской стихотворение “Лясная Кветка”.

Как нельзя уместными в финале вечера были строки из стихотворения народного поэта Беларуси Нила Гилевича, посвященного забытым литератарам:
“Мы вернем мужна і без слёз,
Іх душы з небыцця.”

31 марта – день гибели В.Козловской. А 25 марта Латвия вспоминала жертв коммунистических репрессий, среди которых есть имя русской Валентины Козловской, ставшей на латвийской земле белорусской писательницей. Она покоится в Беларуси. Под Слуцком или Минском? Неизвестно. Даугавпилсский краевед, историк Николай Павлович предполагает, что в урочище Куропаты под Минском, где НКВД проводило массовые расстрелы. Это место захоронения жертв политических репрессий 1930-1940-х годов внесено в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. 25 марта в Куропатах прошел большой субботник по благоустройству, в котором участвовал министр культуры Беларуси Борис Светлов, поскольку государство намерено создать там мемориал памяти и скорби.
 

Жанна Романовская

Комментарии:

13 декабря 2017 15:55 — Станислав Шапиро

Благодарю за добрые слова о моей бабушке. Спасибо всем, кто не жалея времени и сил по крупицам восстанавливает прошлое белорусского народа.

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Животворящая святыня!
Земля без них была б мертва,
как безотрадная пустыня
и как алтарь без Божества

Leave a Reply